?

Log in

Mon, Mar. 21st, 2016, 05:27 am
Hobby King

Позавчера, в субботу, под вечер, пошли мы с Гошей на деривационный канал на Восточном мосту (у нас, в Тушино). До этого я купил в Пилотаже уцененный катер от Heng Long, немаленькая такая модель, 700 мм, акк 7.4 NiMH, два 380 коллекторных двигателя. Уценка была из-за того, что 27 Mhz система управления катера практически не работала - только на пару метров пульт действовал. Кстати, таких катеров с браком там было два, один еще оставался после меня (не реклам). Обошелся мне этот катер в 1300 р. с доставкой домой.
Я выпаял оттуда плату управления с двумя реле, оставив только 4 проводка от 2 моторов - и подпаял эти проводки к JST-разъемам (лежит у меня запас этих разъемов, для моделей с небольшими токами гожи). И потом повесил на каждый мотор по коллекторному регулятору, у меня их скопилось аж 4 штуки, один Turnigy, и еще 3 китайских (покупал, когда экспериментировал с подключением машинки от Nikko к 2.4 Ghz аппаратуре). Поставил приемник 8-канальный от FlySky (с трехканальным от Hobbyking почему-то не получалось регуляторы правильно заставить запускаться). Подключил литиевую батарею Rhino 7.4V 1700 mAh, тоже через JST-разъем с разветвителем (т.е. питание на каждый из регуляторов). Взял свой пульт FlySky - и все заработало. Только почему-то один из моторов на полном газе крутится слабее, чем другой, видимо, дело в регуляторах, но как эти китайские настраивать - я не знаю.
В общем, до этого мы чутка обкатали катер, скорость очень порадовала - не такая сумасшедшая, как у б/к-моделей, но все равно хорошая, вытаскивает корпус из воды на полном газе, и виражи при этом комфортные, безопасные. Дальность пульта тоже порадовала - до противоположного берега легко доплыли, это метров 50, и в длину - метров под 100 я его от себя отпускал, дальше уже далековато управлять.
В эту субботу я взял с собой FPV-систему, шлем, камеры - чтобы все удовольствия сразу. Только припозднился, конечно, в 5 часов выдвинулись. Пришли на бережок, холодно, конечно, само Химкинское еще подо льдом - но у нас-то канал уже вскрылся, даже льдин... не было, еще вчера, а тут - по диагонали нашу акваторию пересекала длинная узкая льдина, от берега до берега, деля ее на две части. Ну ладно, влево не сплаваешь. В этот раз я решил поставить на катерок другой аккумулятор, 9.9В LiFe Hobbyking tх, чтобы добавить ему скорости. Камера установилась легко, как раз в кабину, за лобовое "стекло" - очень правдоподобный вид получился, кромка стекла, носовая часть катера - и водная гладь. Одел шлем Гоше, и - полетели! Махал ему с берега, подплывал к уточкам, показывал льдину вблизи - класс!
На середине канала катер вдруг резко сбавил скорость. Сначала стал включаться только один мотор, попытался им срочно вернуться к берегу, но только совершил пару кругов возле льдины - и в итоге остановился. Батарея!! Предательство! До берега - 20 метров где-то. Моржи у нас купаются, их избушка - метрах в 100 дальше по берегу, но уже вечер, они только завтра выберуться.. У меня с собой - хороший моток, метров 30, спасательного троса, такого, как в панда-парках используют, вес человека выдерживает - я еще, когда квадрикоптер с верхушки березы им доставал, оценил его пользу в деле р/у хобби. Но доставить-то до катера этот трос - как?? В ковбойца поиграли - безуспешно, метров 10, когда трос намок и потяжелел. К камню привязать? Я так точно не кину, и в катер могу попасть, и перекинуть - а трос эластичный, обратно дернет.. Лук или арбалет - возможно, выручили б. Вспоминаю, что дома лежит маленький китайский катерок, без аппаратуры, с двумя моторчиками, и что Гоша еще сам давно ковыряет кусок пенопласта, на который я ему прилепил 18650 акк и какой-то моторчик 260 класса с кнопкой пуск. Уговариваю ребенка пожертвовать своим первым судном ради спасения большого катера, объясняю, что на его корабле все равно будет закреплен трос, т.ч. даже если он от нас будет уплывать - все равно вернем его за трос. Идем домой, берем этот пенопласт с моторчиком. Рассчитываю запустить его с тросом так, чтобы он прошел по диагонали за катер, там бы он уперся в льдину, я бы сместился вдоль берега и смог бы подсечь катер пенопластом. Поставили пенопласт в воду, включили моторник - а пенопласт не плывет, лопасти по воде бьют - и все. Положил ему на "корму" камень, подтопил ее - и пошел наш спасатель! ... И тут же застрял. Во льду!!! Оказывается, в воде, у поверхности, начали формироваться льдинки, еще прозрачные, невидимые в темной воде - но они не давали легкому пенопластовому спасатель идти вперед! Вот засада! Катер по-прежнему застыл на середине канала, и, надев FPV-шлем, даже можно было полюбоваться вблизи на вид льдины, перегородившей водную гладь.
Вернулись домой. Я лихорадочно стал паять маленького китайца, чтобы управлять им со своей аппаратуры. У меня остался 1 регулятор для коллекторных моторов и несколько серв, и приемник Hobbyking с 2.4 Ghz-пистолетом, поэтому задача была немного посложнее запитать оба мотора от одного регулятора, и при этом с помощью сервы размыкать питание то одного, то другого мотора для управления по рысканью. Часа два, ошибаясь и обжигаясь, потея от мыслей о том, как некий рыбак сейчас радуется своей удаче на берегу, вытягивая из воды наш катер своим спиннингом, я паял и клеил. Наконец, рабочая система была готова. Ребенок к этому времени (10 вечера) отправился спать. Один, с фонариками, я вернулся на берег, где в темноте на середине смутно белел катер. Лампочка питания FPV-камеры на нем уже погасла. Подсвечивая себе фонариком, я достал из сумки спасательный китайский катерок, и ... поставил его на лед! Река замерзла!!!
Вся поверхность канала, еще недавно свободная ото льда - оказалась стянута тонкой ледяной коркой. Брошенная по этому льду льдина, сколотая с берега, заскользила по нему, заставляя эту корку издавать совершенно космический звук, идущий вдоль всего канала - этакий гул с потрескиванием, излучаемый огромной плоскостью свеженамерзшего тонкого льда. Небольшой камешек - так же заскользил по поверхности льда, а проломить его смог только валун размером с пол-ладони. Ни о каком запуске спасательного судна речи и быть не могло.
Но в машине у меня лежала машинка! 1/16 Turnigy Rally Car Extreme Edition, которая думала, что про нее все забыли на сегодня - оказалась как нельзя кстати! Я снял с нее корку, привязал трос к задней башенке с двумя рожками, на которые одевается корка, закрепил на ней фонарь. И запустил машинку по льду! Неуверенно, проскальзывая и уходя в заносы из-за привязанного сзади троса, машинка успешно заехала за закованный в лед катер, обогнула его... и застряла, вьехав в какую-то ямку с лужей воды и проскальзывая в ней. Тем не менее, диспозиция была достаточной для проведения спасательного маневра, я отложил пистолет, взялся за трос - и резко, чтобы вытолкнуть катер изо льда, потянул! Фонарик вдалеке на машинке дернулся, катер выскочил на лед и покатился по нему к берегу!
А машинка
сваливается в полынью от катера.

В последний момент я выбрал трос и взял его внатяг. Но машинка не выскочила из полыньи. Она застряла в ней, и закрепленный на ней фонарик отражался от темной воды, застыв в каких-то сантиметрах от ее поверхности! Я осторожно потянул трос - бесполезно. Собрался с духом и потянул сильнее - ноль эффекта, машинка даже не дернулась! Плюнул на все и рванул трос со всей мочи¸ мысленно сказав машинки "прости-прощай" - и чуть не влетел в реку, машинка оставалась на месте, а эластичный трос, сработав, дернул меня со всей моей приложенной силы назад, в воду!

11 вечера. Тушино, Восточный Мост. В 300 метрах севернее, Деривационный канал покрылся свежим сантиметровым слоем прозрачного темного льда. В 20 метрах от берега, над маленькой полыньей светится фонарик, в полынье торчит остов радиоуправляемой машинки, от которой идет трос к берегу. На льду, в 8-10 метрах от берега, лежит катер. В 2 метрах от катера на льду лежит блок FPV-камеры с передатчиком и аккумулятором (они выскочили из катера, пока он катился на боку по льду). Я отламываю от бетонной плиты намерзший лед и кидаю его, как "блинчики", по каналу, слушая ответное гудение и потрескивание всей его поверхности, скованной льдом. Наверное, этот звук должен быть слышен в окрестных домах, если выйти на балкон и прислушаться.

В принципе, у меня дома, на балконе, есть надувной матрас. Если кто-нибудь сумеет остаться на берегу - то на матрасе я мог бы проскользить по льду, собрать всю технику - и помощник вытянул бы меня на берег тросом. Но время уже позднее.. Да и как сформулировать саму просьбу, чтобы друг приехал не в сопровождении психиатрической неотложки?..

Оставшегося у меня конца троса в принципе хватало, чтобы добросить его до катера. Проблема была в том, что хватало его едва-едва, и если бросать трос сильнее, чем нужно - он натягивался и отдергивался назад, не долетая до цели (я догадался закрепить конец троса в бетонной щели возле кромки льда, подозревая, что от ситуации стоит ожидать того, что я закину на лед весь трос, целиком).

Тренировка, парни. Пол-часа бросков обледенелой веревки - и, бьюсь об заклад, я не опозорюсь перед оленеводами, если судьба забросит меня на Чукотку, и сумею заарканить нужного рогатого метров с 8! Через пол-часа размер потенциального материального ущерба был сокращен вдвое, катер с камерой лежали на берегу. Оставалась машинка в проруби. Начав снова ее дергать, я увидел, что фонарик, закрепленный на ней, во время моих рывков ходит вверх-вниз, то есть она там сидит уже не намертво. В голову пришла идея, и я, вместо попыток сместиться вправо-влево по берегу, стравил трос и поднялся повыше, наверх берегового ската, метра на 4. Резко потянул - и увидел, как фонарик, дернувшись, соскочил с машинки и покатился по льду в сторону... А трос вдруг обвис. После секунд ступора я потянул трос - и что-то темное заскользило к берегу по льду, ура!
Но "ура" ли? Я бросился вниз, к кромке льда, с замиранием сердца ожидая увидеть обезображенного уродца-инвалида, оставшегося от машинки. И хей-хо, она оказалась целой!!! Не хватало только верхушки задней башенки, к которой я привязывал трос - тех самых рожек, на которые насаживается корка - они обломились, видимо, именно ими я зацеплялся за лед.
Я оставил еще горящий фонарик (между прочим, самодельный, сделанный из 6 белых диодов и литиевой батарейки от Сима Х1, на 3.7 В) лежащим на льду реки, в жертву духам льда, зимы, марта и Химкинского водохранилища, а сам, счастливый, пошел домой.
Приемник, который был на машинке - стал плохо принимать сигнал. Катер включается нормально. Камеру я еще не проверил, но акк от нее - полностью живой. Машинка - сегодня гоняла во дворе, без корки, периодически отрубаясь из-за глючащего приемника.